Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
25 января в корпусе №4 МКДОУ д/с «Улыбка» состоялся педагогический совет на тему «Развитие речи детей в различных формах и видах детской деятельности».
Цель: совершенствовать работу по улучшению образовательного процесса по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Открыла педсовет старший воспитатель Савченкова Е.В., познакомив педагогов с повесткой дня.
В своем выступлении Елена Васильевна обратила внимание на проблемы развития речи детей дошкольного возраста: односложная, бедная речь; неспособность грамматически правильно строить распространенное предложение; замусоривание речи сленговыми словами; бедная диалогическая речь; неспособность строить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи; плохая дикция.
Старший воспитатель напомнила педагогам задачи речевого развития в соответствии ФГОС дошкольного образования, необходимость компенсирования имеющихся нарушений речи детей, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах. Раскрыла условия успешного речевого развития детей в ДОУ через различные виды деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, игровая, ознакомление с художественной литературой.
Роль связной речи в жизни ребенка переоценить крайне сложно. Об использовании современной инновационной технологии и методики для развития связной речи детей младшего и среднего дошкольного возраста поделились педагоги : Волкова А.А. и Захарова Е.В.
«Сторителлинг» - технология сочинений импровизированных историй. Ведь импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес у детей. Педагоги раскрыли одно из направлений сторителлинга – это «Кубики историй».
Селезнева А.Ф. поделилась опытом использования развивающих игр В.В. Воскобовича для речевого развития дошкольников. Начала работу педагог с изучения научно-методической литературы по данной теме, познакомила родителей с дидактическим материалом, создала в группе развивающую среду. Альбина Фархуллаевна включила в воспитательно – образовательный процесс развивающие игры по методике В.В. Воскобовича. На педсовете провела с педагогами мастер-класс по использованию квадрата Воскобовича при рассказывании сказки и заучивании потешки.
Муллагалеева Э.Р. представила свой опыт работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через технику Друдлы». Главная цель этой техники: «Учиться видеть необычное в обычном».
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, общаться и фантазировать. Педагог провела мастер-класс для родителей «Удивительный мир друдлов», где познакомила с вариантами проведения игр в домашних условиях. Благодаря родителям в группе появилось игровое дидактическое пособие из фетра «Забавные друдлы».
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.
На педсовете педагоги презентовали дидактические игры и пособия по речевому развитию, сделанные своими руками.
Сабирова Л.А. представила круги Луллия. Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
В данном пособии можно классифицировать и устанавливать взаимосвязи между природными объектами, местом обитания животных, способом их питания и так далее, расширять и активизировать словарный запас детей.
Черненко С.Н. представила два дидактических пособия по развитию речи для детей 2-3 лет. Играя в них, ребенок развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков.
Первое пособие из фетра и текстиля - это сказка «Курочка Ряба». Состоит оно из прямоугольной фетровой основы, в виде избы. А также имеются съёмные фетровые персонажи сказки, на липучках. Дети могут вспомнить сюжет сказки, вместе с воспитателем воспроизвести его, или самостоятельно придумать собственный.
2 пособие – это дидактическая игра «Времена года». Имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение. Пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой работы с дошкольниками с целью закрепления знаний о природе и формирования умений детей выполнять определённые задания. Пособие можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской.
Сайфутдинова Г.А. представила учебно – методическое пособие по речевому и познавательному развитию «Карусель». Пособие делится на четыре темы:
1. Звуковая культура речи;
2. Грамматические навыки;
3. Словарный запас;
4. Связная речь.
На каждой стороне карусели различные задания: на развитие связной речи «Расскажи свою сказку»; на развитие словарного запаса «Назови одним словом», «Живое или неживое»; на развитие грамматического строя речи «Один и много»; на развитие фонематического слуха, звукопроизношения «Чистоговорки»; на формирование фразовой речи «Назови действие».
Для тренировки правильного речевого дыхания, выработки длительного плавного выдоха наверху карусели находится вертушка.
Все пособия получились разнообразные наполненные интересным содержанием, которые в дальнейшем помогут решать задачи речевого развития у детей дошкольного возраста.
После выступления всех педагогов Елена Васильевна провела игру по речевой грамотности педагогов - «Все о речи».
Были подведены итоги, рефлексия и принято решение педсовета:
- В соответствии с годовой задачей ДОУ продолжать повышать качество речевого развития детей посредством формирования устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
- Продолжать создавать в ДОУ предметно-развивающую среду для развития речевой активности детей;
- Использовать в работе современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.
|